Вечер музеев

Вернуться назад
43 Просмотров

13 июля работники Новогрудского лесхоза посетили музеи Новогрудчины Музей еврейского сопротивления - мемориальная экспозиция, посвящённая сопротивлению евреев Новогрудчины в годы Холокоста. Она рассказывает о трагедии, унёсшей жизни 5 100 новогрудских евреев, и о беспрецедентном сопротивлении нацистам тех, кто оставался в живых после четырёх акций уничтожения.

26 сентября 1943 г. узники новогрудского гетто совершили организованный побег через туннель, строительство которого заняло 4 месяца. Этот акт сопротивления смерти - самый массовый и успешный в ряду многочисленных попыток на территории оккупированной Европы. По свидетельству одного из участников побега – Джека (Иделя) Кагана – «такое могло произойти только в Беларуси и ни в какой другой стране». Успешный побег был обусловлен рядом причин, главной из которых было наличие еврейского партизанского отряда в окрестностях Новогрудка.

С июня 1942 г. здесь возник и действовал самый многочисленный еврейский партизанский отряд на территории оккупированной Европы. Командир отряда Тувия Бельский, уроженец д. Станкевичи на Новогрудчине, принимал в отряд всех – молодёжь, стариков, детей – людей, хотевших воевать, и тех, кто был не способен взять в руки оружие, всем предоставляя шанс спастись. В условиях войны, когда человеческая жизнь, а тем более жизнь еврея, ничего не стоила, спасение одной жизни он ставил выше уничтожения десяти врагов. Эта цель отличала отряд Бельского не только в партизанском движении в Беларуси вообще, но и в еврейском сопротивлении всей Европы. За годы войны через отряд Бельского прошло более 1 300 человек, из них около 1 200 остались живы.

Мемориальная экспозиция размещена в бывшем бараке, где во время войны находилось еврейское гетто. Она включает две комнаты, в которых восстановлен интерьер барака, реконструкцию входа в туннель и экспозицию, в которой представлены организаторы и участники строительства туннеля. Установлены имена и собирается информация обо всех узниках, бежавших через туннель. Здесь также представлен отряд Бельского, действовавший в составе советского партизанского движения, местные жители, помогавшие евреям пережить Холокост, и раскрыты взаимоотношения с другими участниками сопротивления – советскими и польскими партизанами.

Следующим объектом был «Новогрудский историко-краеведческий музей»

Музейная экспозиция, в которой на 350м2 представлена история и культура Новогрудчины начиная от возникновения города и до средины ХХ века. Музейный фонд насчитывает около 22 000 предметов музейного значения, в том числе 14 коллекций.

exposition

Музейная экспозиция отражает историю возникновения города и Новогрудского замка. В середине ХІІІ в. Новогородок стал местом коронации князя Миндовга (Миндова) на королевство Литовия и центром объединения земель, на которых позднее было создано Великое княжество Литовское. Высокий уровень экономического развития города и развитие торговых связей демонстрируют материалы археологических раскопок, которые проводились в Новогрудке ленинградскими археологами под руководством Ф.Д. Гуревич на протяжении нескольких десятков лет во второй половине ХХ в., и Институтом истории НАН Беларуси под руководством Т. Бубенька в конце ХХ —– начале ХХІ вв.

exposition

Во время первой Речи Посполитой Новогрудок играл важную роль как место проведения сеймов и сессий Главного Трибунала — высшего аппеляционного суда Великого княжества Литовского. Город пользовался Магдебургским правом и являлся центром воеводства. В экспозиции представлены оригинал издания материалов трибунальских сессий второй половины ХVІІІ ст., варианты герба города в разные времена.

С 1921 г. по сентябрь 1939 г. город снова стал воеводским центром во второй Речи Посполитой и пережил экономический и социально-политический подъём. В то же время это был типичный штетл, в котором большинство населения составляли евреи.

Во всей музейной экспозиции делается акцент на многокультурный и поликонфессийный характер региона, в котором на протяжении столетий ядом с белорусами жили татары, поляки и евреи, и бесконфликтно сосуществовали христианство, ислам и иудаизм.

Значительню часть экспозиции занимает тема Великой отечественной войны, при этом основное внимание уделяется тому, что происходило в городе и районе во время оккупации нацистской Германией. С сентября 1941 г. и до освобождения 8 июля 1944 г. Новогрудок являлся центром гебитскомиссариата в составе Генерального комиссариата Беларусь. Деятельность оккупационного режима представлена в разделах «Принудительный труд в условиях нацистской оккупации», «История и уничтожение новогрудской еврейской общины». Разделы «Сопротивление», «Новогрудчане — участники боёв за Варшаву, Берлин и войны с Японией», «Освобождение Новогрудка» завершают экспозицию.

exposition

exposition

Важным разделом является этнография. Этнографическая коллекция музея разнообразна. Она включает разные предметы быта, среди которых выделяется коллекция полотенец.

exposition

В экспозиции также представлен новогрудский строй. Он имеет свои отличительные черты:

  • сочетание красного и чёрного цветов в вышивке;
  • наряду с традиционным для Беларуси геометрическим орнаментом часто встречаются разные варианты стилизованной розы.

exposition

Интерьер крестьянского дома начала ХХ века, неотъемлемыми элементами которого являются русская печь, деревянная и плетёная самодельная мебель, гончарная посуда, представляет традиционное сельское жильё. Кустарное гончарное производство разивалось на Новогрудчине в д. Карныши и Бретянка до середины ХХ века.

Выдающимся деятелям Новогрудчины, внёсшим значительный вклад в развитие искусства, литературы, науки, общественной мысли и европейской культуры, посвящён отдельный зал в музее. На Новогрудчине родились и жили первый белорусский мемуарист Фёдор Евлашовский и первый фольклорист Соломон Рысинский.

Основатель художественной фотографии Ян Булгак родился в д. Осташин Новогрудского уезда (ныне Кореличский район). Он зафиксировал развитие Новогрудка в 1920-ые годы, природу и усадьбы Новогрудского уезда, оставил энциклопедические воспоминания об укладе жизни новогрудского дворянства начала ХХ века.

Иоахим Литавор Хрептович, последний канцлер Великого княжества Литовского, член комиссии по образованию — первого в Европе министерства просвещения, основатель известной библиотеки в имении Щорсы, реформатор в области образования и сельского хозяйства, не только создал образцовое хозяйство, но и оказал влияние на развитие общественной мысли, формирование мировоззрения Адама Мицкевича и других деятелей того времени.

Я. Дроздович, белорусский художник родом с Витебщины, работал учителем рисования в Новогрудской белорусской гимназии.

На современном этапе музей является площадкой для осуществления разных программ и проектов, которые позволяют вести диалог в обществе. Музейные собрания — это не только собрание ценностей, которые являются основой изучения истории и культуры региона, они служат основой для развития контактов и укрепления связи между поколениями и культурами.