Порой сердце кровью обливается, когда видишь прогалины в лесных массивах Гродненского района. Кто и зачем спиливает деревья? Не промотаем ли мы наше зеленое богатство? Может, пора бить тревогу? Точки над «і» расставили в Скидельском лесхозе.
Рубить нельзя оставить
Лес рубят по строгому плану, подчеркивает начальник отдела лесного хозяйства и лесовосстановления Скидельского лесхоза Анна Станевич. Он составлен до 2025 года. Прежде всего спиливаются достигшие возраста спелости деревья. Для большинства пород это 60-80 лет. Именно в этом возрасте от заготовленной древесины можно получить масксимальную прибыль. В дальнейшем насаждения считаются перестойными: они прекращают расти в высоту, становятся уязвимыми для паразитов и болезней и в конце концов погибают. Свои коррективы в планы вырубок вносят болезни и вредители. Например, сосны поражает корневая губка. Однако главный враг хвойных – вершинный и шестизубчатый короед. Как правило, крошечный жучок является вторичным вредителем, то есть атакует уже ослабленные насаждения. Что же их губит? Последние годы были очень засушливыми, и уровень грунтовых вод заметно понизился. Соснам не хватает живительной влаги, они перестают вырабатывать смолу, чтобы противостоять шестилапой напасти. Такие ослабленные деревья – лакомый кусочек для короеда. Увы, самый эффективный способ минимизировать численность коварного насекомого и не дать ему распространиться – это сплошная санитарная рубка. Главное не запустить ситуацию и вовремя взять ее под контроль. Поэтому все поврежденные насекомыми, болезнями и другими неблагоприятными факторами участки на своем обходе лесник отмечает в листке сигнализации.
Рубки необходимы и для ликвидации последствий пожаров. Например, в этом году в результате шести возгораний пострадало 6,3 га леса. Чтобы обнаружить «красного петуха», пожарно-наблюдательные вышки в лесничествах оборудованы камерами видеонаблюдения. Но за каждым посетителем леса не уследишь. А ведь зачастую мы сами виноваты в том, что огонь уничтожает наши лесные богатства: разжигаем костры и выбрасываем незатушенные сигареты. За пренебрежение требованиями пожарной безопасности в этом году наказаны 20 человек, отмечает заместитель директора лесхоза по идеологической работе Артемий Лисай.
Не наломать дров
Почему же тогда зачастую не убираются высохшие и поваленные стихией деревья?
– Не всю мертвую древесину нужно пускать на дрова. Сухостой, валежник и трухлявые стволы – родной дом для множества живых организмов и важный источник полезных веществ и микроэлементов. Забирать их для личных нужд не только неправильно, но и незаконно, – предупреждает Анна Анатольевна.
Чтобы не попасться с поличным (или в кадр фотоловушки), лучше приобрести «твердое топливо» в лесхозе или получить специальный ордер на заготовку древесины. В последнем случае дрова обойдутся гораздо дешевле. Но даже при наличии разрешительного документа начать рубить делянку, где вздумается, не получится. Участок для заготовки древесины выделяет сам лесхоз. Его обозначают по периметру, помечают деревья. Количество кубометров обязательно проверят перед вывозкой древесины. Кстати, за восемь месяцев населению отпущено 1 300 кубов древесины на корню.
Стоит помнить, что поход за дровами без «билета» чреват штрафом до 50 базовых величин. Кроме того, придется возместить причиненный окружающей среде ущерб. В этом году в Скидельском лесхозе зарегистрированы три случая незаконной рубки деревьев. Двое нарушителей уже привлечены к административной ответственности, еще одно дело находится на рассмотрении в суде.
Здравствуй, дерево
В Скидельском лесхозе ежегодно на заготовки вырубается около 200-300 га деревьев. Все они компенсируются, говорит Артемий Лисай. Где-то природа сама берет свое. А где-то «зеленым легким» не обойтись без помощи людей. Просто процесс восстановления зеленых насаждений весьма длительный и не заметный глазу, к тому же по законодательству на то, чтобы вернуть лесу «долг», отводится три года.
Крохотные сеянцы сосны, елки, лиственницы, ясеня, дуба и ольхи с закрытой и открытой корневой системой предприятие закупает в питомниках области и других регионах. Саженцы в «горшочке» из грунта почти не болеют, у них лучше приживаемость, а высаживать их можно практически круглый год. Вот только передовая финская технология – метод довольно затратный. Поэтому без меча Колесова никуда.
Между прочим, сделать свой вклад в зеленое будущее нашей планеты может любой житель района даже без «лесной» специальности как минимум дважды в год – во время республиканских акций «Неделя леса» весной и «Чистый лес» осенью. Всех волонтеров обеспечивают инвентарем и посадочным материалом. Некоторые на благом деле умудряются и заработать: каждый год Скидельский лесхоз набирает работников для посадки леса. На весенних каникулах впервые привлекали студотрядовцев из числа местных школьников.
В том, что наши леса не «облысеют», я убедилась сама. В 2010 году сильный ветер повредил около 20 гектаров насаждений около Бондарей. В 2011-м на месте бурелома посадили молодые сосны и березы, которые за девять лет вымахали выше головы. Под ними, прикрываясь листочками, уже прячутся грибы. А пройдет еще пару десятков лет – и деревья зашумят раскидистыми кронами над головами наших детей и внуков.
Автор: Инга Ласмане