Прибыль из неликвидных отходов деревообработки

Вернуться назад
163 Просмотров

Еще год назад вопрос переработки имеющихся внутри страны остатков древесины, в том числе низкокачественной, стоял остро. Одним из эффективных вариантов решения задачи стало строительство пеллетных заводов. По поручению Главы государства Министерство лесного хозяйства определило шесть площадок, рядом с которыми расположены потенциальные сырьевые зоны. Одна из них — на базе Новогрудского лесхоза, где была построена линия по производству пеллет. Она функционирует всего полгода, но уже сейчас понятно: для области, да и для энергобезопасности всей страны, подобные производства важны и выгодны в экономическом плане. О плюсах и тонкостях работы корреспонденту «СГ» рассказал директор Новогрудского лесхоза Михаил Игнатик:

— Пеллеты изготавливаются из неликвидных отходов пиломатериалов, которые раньше были головной болью для нас: те же опилки или обрезки либо свозились на утилизацию, либо раздавались хозяйствам и шли на подстилку для скота. Словом, сплошные убытки. Сейчас экспортируем конечный продукт и получаем прибыль. Поэтому, рассуждая о том, нужен ли был нам пеллетный завод или нет, отвечаю: нужен и даже необходим. Это новое развитие, технология завтрашнего дня. Сравнивать есть с чем: придя 11 лет назад в лесную отрасль, видел, с каким скептицизмом относились некоторые коллеги и руководство жилищно-коммунального хозяйства к отопительным котлам, работающим на щепе. Через короткое время ее достоинства оценили: выше КПД, полное импортозамещение, частичная автоматизация процессов. Сейчас пришло время пеллет, с использованием которых вышеперечисленные преимущества возрастают в разы. В Европе даже ТЭЦ работают на топливных гранулах.

В числе бесспорных плюсов Михаил Игнатик называет безопасность и удобство использования пеллет. Еще одна выгода в том, что производятся они, считай, из отходов — невостребованной древесины (коры, обрезков, опилок и т.д.), а при сжигании тепла отдают гораздо больше, чем, например, щепа. В этом убедилось и Новогрудское ЖКХ, куда была отгружена первая 1000-тонная партия гранул. Да и большинство частников видят перспективу и сейчас переоборудуют котельные, устанавливают новые агрегаты, работающие на них.

— Что немаловажно для нас, как производителей, — рентабельность, которая прогнозируется на уровне 20 процентов, — продолжает Михаил Михайлович. — Да, строительство линии и закупка брендового оборудования стоили около 4 миллионов евро. Это средства инвестфонда Министерства лесного хозяйства, кредитные ресурсы, а также собственные деньги. Но пеллеты продаются в разы дороже, чем щепа. Среди покупателей крупные европейские фирмы, в том числе из Германии, Италии, Дании, которые выбрали нас благодаря высокому качеству производимого продукта. Пробиться на европейский рынок новичку сложно: конкуренция большая. Перед нами стояла сложная задача — завоевать свой сегмент. Хотя работаем не так давно, но постоянные заказчики есть и наш бренд узнают, а потому, считаю, это шаг к успеху. Планируем, что завод окупится лет через семь. ается самого производства, то полная автоматизация позволяет исключить человеческий фактор. На смене круглосуточно по три работника. Они следят за процессами, в том числе удаленно. Производительность линии — 4 тонны в час, около 100 в сутки, 30 тысяч тонн пеллет в год. Цена, по которой реализуются, пока усредненная. Михаил Игнатик рассуждает так: имидж дороже денег, а потому нужно нарабатывать репутацию, а не гнаться за выручкой. Первая партия ушла по 75 евро за тонну, сейчас стоимость выросла до 120. В перспективе еще поднимется. Реализация принесет около 7 миллионов рублей в год. 

На автоматической линии 13 человек — не так много с учетом больших объемов производства. Однако, считает директор, гораздо важнее квалификация сотрудников, их серьезное отношение к работе и дорогостоящему оборудованию, нежели количество занятых. Поэтому весь немногочисленный коллектив прошел своего рода кастинг на должность, обучение и проверку на знания. Сейчас можно с уверенностью сказать: эти люди знают дело и подходят к его выполнению со всей ответственностью. 

С первых дней линией успешно руководит молодой, но опытный мастер цеха Юрий Круглый, который в лесном деле более 15 лет:

— Попасть на должность оказалось непросто, — вспоминает он. — Нужно было пройти специальное обучение и сдать экзамен. Сейчас уже рука набита, производство работает в круглосуточном режиме. Работа линии под контролем: следить за технологическим процессом можно даже через мобильное приложение. 

Юрий КРУГЛЫЙ руководит пеллетным производством с первых дней работы завода.

Юрий демонстрирует чудо ІТ-мысли: на экране смартфона отображаются не только все камеры, расположенные на территории предприятия, но и экраны пульта управления сложным оборудованием. С помощью мобильного помощника можно не только отрегулировать температуру в камере сушки (она должна строго соблюдаться), но и сделать обзорный рейд по всей территории завода. На вопрос, тяжел ли груз ответственности, Юрий без тени сомнения отвечает:

— Волновался в первые месяцы работы. Но тогда завод работал не на полную мощность, поэтому было время адаптироваться. Сейчас вышли на 80 процентов мощностей, никаких сложностей нет. Главное — четко выполнять работу. Времени на другие мысли нет. Когда слышу, что в столице или иных крупных городах люди призывают остановить производства и выйти на улицу, удивляюсь: отказаться от достойного заработка, пойдя на поводу у фейковых интернет-агитаторов, — ради чего? Сами посудите: зарплата у нас выше 1200 рублей. Условия достойные, перспектива дальнейшего развития более чем реальная, а с выходом на 100-процентную мощность доходы еще увеличатся. Точно знаю: в нашем и соседних лесхозах люди предпочитают достойно жить, честно трудиться и никаких волнений не приемлют. 

Согласен с коллегой оператор пульта управления Александр Радкевич. Правда он, в отличие от Юрия, какое-то время сомневался, переходить ли из цеха переработки на пеллетную линию — иностранное оборудование казалось слишком сложным. Однако, посоветовавшись с супругой, все же решился и не пожалел об этом ни разу.

— Это совершенно новый уровень как для лесхоза, так и для страны в целом, — говорит Александр. — Чувствуешь ответственность и гордость за то, что работаешь на суперсовременном производстве. В рабочий процесс влился быстро, сейчас все действия отлажены до автоматизма. Что касается зарплаты, она полностью устраивает: хватает и на семью, и на личные расходы. Впрочем, и раньше, работая станочником по деревообработке, зарабатывал больше тысячи рублей. Но, как говорится, денег много не бывает. В мои обязанности, помимо работы за пультом и отслеживания технологического процесса, входит закладка пеллет для анализа на влажность в специальный анализатор. Очень важно соблюсти требования к характеристикам топливных гранул, ведь от этого зависят наша репутация, прибыль и личное благосостояние. 

Газета "Беларусь Сегодня"